На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Светлана Ефименко
    спасибо очень подробно и доступно написаны! вамавтору спасибо и крепкого здоровья С НАСТУПАЮЩИМ НОВЫМ ГОДОМ!Кому и для чего н...
  • Eduard
    Собаки не виноваты что у них нет дома,они тоже кушать хотят.Что делать при вс...
  • Светлана Рыбчинская
    Гостоподи!(так мой внук говорит)ну не о чем больше писать.Тема очень важная.Докатились уже до ручки."Афтор" на больше...Гигиенический воп...

Особенности семейной жизни в Московском государстве

304

«Следует мужьям поучать жен своих с любовью и примерным наставлением», — писали в русском сборнике советов о семейной жизни 16 века «Домострой». Как они воплощались, в письмах и отчетах рассказывали после визита в Московское государство иностранные гости.

ДЕВИЦА В ТЕМНИЦЕ

Обычно жизнь после свадьбы для девушки выглядела так: запертая снаружи дверь, периодические побои и секс в комнате с занавешенными иконами.

Содержание жен под замком было правилом у знати. Австрийский дипломат 16 века Сигизмунд фон Герберштейн писал: «Московиты не верят в честь женщины, если она не живет взаперти дома».

Демонстрация жены гостю была величайшим знаком почтения. В 1643 году князю Льву Шляховскому так понравился голштинский посол Адам Олеарий, что он увел его в специальный зал. Вскоре туда вошла жена в пышном наряде. Посол должен был взять у нее из рук рюмку водки, пригубить и, если муж подаст знак, поцеловать хозяйку в губы.

Makovsky Konstantin Egorovich From the everyday life of a Russian boyar of the late seventeenth century

«Из повседневной жизни русского боярина конца 17 века», Константин Маковский. Источник: art-catalog.ru

«Семья купца в 17 веке», Андрей Рябушкин. Источник: artscroll.ru

«Русские обходятся с женами жестоко и держат их в строгом повиновении», —
Сэмуэл Коллинз,
1667 год.

БЬЕТ — ЗНАЧИТ ЛЮБИТ

Бывший врач царя Алексея Михайловича англичанин Сэмуэл Коллинз в конце 17 века писал, что отношение к женам в Москве стало более человечным. Теперь мужья всего лишь привязывали жен за волосы и секли их. Не то что года три или четыре назад, когда «один купец бил жену свою до тех пор, пока мог, плетью пальца в два толщины; наконец заставил ее надеть платье, напитанное водкой, зажег его, и таким образом несчастная погибла в пламени».

Случай с пострадавшим мужем в рассказах иностранцев приводится только раз. Произошел он во время правления Бориса Годунова. Когда тот мучился от подагры, жена одного боярина решила отомстить мужу за все обиды. Пошла и рассказала, что супруг знает чудодейственное средство, но не делится им с государем из вредности. Мужа приволокли ко двору, высекли и бросили в тюрьму. Когда он пожаловался на жену, избили еще сильнее и посоветовали поскорее начинать лечить чудо-средством. Не понимая, что делать, муж взял две недели отсрочки и послал привезти целую телегу трав. Приготовил ванну для государя. Как писал посол Адам Олеарий, боль у Годунова прошла, «может быть, не столько от ванны, сколько сама по себе». Тогда боярина в очередной раз высекли и отправили домой с 200 рублями, новой одеждой и 18 крестьянами в подарок. Жене строго-настрого приказали не мстить. С тех пор, говорят, жили они мирно.

«Национальные костюмы», гравюра из книги Адама Олеария «Описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию», 1656 год. Источник: e-reading.club

«Свадебный пир», гравюра из книги Адама Олеария «Описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию», 1656 год. Источник: e-reading.club

«Попойка», гравюра из книги Адама Олеария «Описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию», 1656 год. Источник: e-reading.club

СТАРОМОСКОВСКИЙ СЕКС

Как москвичи пьют водку и предаются разврату — одна из главных тем в описаниях России 16—17 веков. Путешественники сообщали, что многие знатные женщины, «будучи недостаточно охраняемы своими пьяными мужьями», изменяли им во время пиров. В семьях попроще обычай держать женщин взаперти не соблюдался, что способствовало распутству.

Boyar wedding by Konstantin Makovsky

«Боярский свадебный пир», Константин Маковский. Источник: Google Arts & Culture / Wikipedia

«К сладострастию Москвитяне очень склонны; нередко оскверняют себя прелюбодеянием, блудом и проклятым Содомским грехом», — принц Даниил из Бухова, посол Священной Римской империи
1577 год.

У многих иностранцев складывалось впечатление, что супружеская измена в Московском государстве была обычным делом. Секс с незамужней или холостым вообще не считался прелюбодеянием и назывался «блудом». Мужчин за него зачастую не наказывали, а женщин могли сослать в монастырь или дать плетей.

Подобный образ жизни вел и Иван Грозный. Про любовь царя к женщинам, всем без разбора, пишут многие европейцы. Английский посол Джером Горсей утверждал, что царь хвастал перед ним, как «тысячу дев растлил». Практически все это время Иван, конечно, был женат.

По словам иностранцев, объектами вожделения москвичей становились не только женщины. Как простодушно сообщает посол Адам Олеарий, многие «употребляют» мальчиков, мужчин и даже лошадей. Причем во время пиршеств это становится темой для разговоров.

«К СЛАДОСТРАСТИЮ МОСКВИТЯНЕ ОЧЕНЬ СКЛОННЫ; НЕРЕДКО ОСКВЕРНЯЮТ СЕБЯ ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕМ, БЛУДОМ И ПРОКЛЯТЫМ СОДОМСКИМ ГРЕХОМ», — ПРИНЦ ДАНИИЛ ИЗ БУХОВА, 1577 ГОД.

Даже в описаниях предубежденных европейцев русские выглядят грешниками, но не святотатцами. «Насколько они охочи до телесного соития и в браке, и вне его, настолько же считают его греховным и нечистым», — пишет Адам Олеарий. Перед сексом необходимо было не только занавесить иконы, но и снять крестик.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх