Есть такая штука — неофобия. Это страх перед чем-то новым. Сильнее всего от нее страдают ученые и изобретатели. Они ночами не спят, трудятся, думают, считают… А когда наконец получается новая теория или новая технология, публика тут же вспоминает сюжеты голливудских фильмов про катастрофы, эпидемии и тоталитарные режимы. Мы отобрали десять самых распространенных страхов, связанных с достижениями мировой науки.
01. Контроль за мыслями
Чего боятся люди
Мозг — это самое интимное место. Посторонних мы туда не пускаем. Мысль о том, что сознанием можно управлять со стороны, вселяет ужас. Представляется жутковатая диктатура, в которой всем жителям с помощью вживленных чипов или невидимых лучей внушают безоговорочную любовь к главе государства. Если у кого-то возникают диссидентские идеи, их тут же нейтрализуют одним нажатием кнопки. Кстати, вы уверены, что сейчас, когда вы читаете этот материал, ваше сознание никто не контролирует?
Откуда взялся страх
Еще в 1963 году нейрофизиолог Хосе Дельгадо сумел остановить разъяренного быка простым нажатием кнопки — бедному парнокопытному был вживлен в голову чип. С тех пор наука очень хорошо научилась связывать нейроны и электронику. Во многих лабораториях удавалось вживлять в мозг животным специальные устройства. Стимулируя электрическими сигналами нейроны, ученые могли на расстоянии управлять поведением подопытных крыс, тараканов, жуков и других тварей. В Ростове-на-Дону, например, научились управлять живой черепахой.
С людьми такие эксперименты тоже проводятся. Просто чтением мыслей уже никого не удивишь: интерфейсы мозг — компьютер сейчас не создает только ленивый. Вы мысленно передвигаете фигурки или набираете текст, электроэнцефалограф считывает электрические сигналы мозга и превращает их в компьютерные команды.
Совсем недавно два нейрофизиолога из Университета Вашингтона в Сиэтле продемонстрировали, как один мозг может командовать другим. Профессор Раджеш Рао фантазировал, будто он играет в компьютерную игру и нажимает на кнопку «Огонь!», но сам при этом не двигался. Воображаемый сигнал считывался и передавался на двигательную зону коры головного мозга второго профессора — Андреа Стакко. Тот помимо своей воли нажимал пальцем на клавишу. Чтобы заставить палец двигаться, использовалась технология под названием транскраниальная магнитная стимуляция — воздействие на мозг быстро меняющимся магнитным полем.
А другие ученые обещают создать таблетку, позволяющую стирать воспоминания… Есть чего испугаться!
Как оправдываются ученые
Они уверяют, что их разработки нужны в первую очередь для помощи инвалидам, для компьютерных игр и прочих невинных целей. А тоталитарное общество или воинов-киборгов они совсем-совсем не хотят создавать. Ученых можно понять. Собственно, зачем какие-то технические гаджеты, если пять тысяч лет людей прекрасно удавалось доводить до единомыслия без всяких нейроинтерфейсов?! По крайней мере и Сталин, и Гитлер, и Пол Пот с этим отлично справлялись.
02. Инопланетяне
Чего боятся люди
На самом деле внеземные существа уже прилетели на Землю. Но ученые скрывают их в своих секретных лабораториях. Если они вырвутся наружу, то поработят нашу цивилизацию.
Откуда взялся страх
Скорее всего, причиной тому секретность, которой окружают военные свои научные разработки. Дальше простая логика: хочется верить в инопланетян — если они прилетали, то первыми с ними вступали в контакт ученые и военные, и раз они что-то скрывают, значит, инопланетяне у них.
Как оправдываются ученые
Они считают, что это слишком фантастично, и даже не пытаются оправдываться.
03. Генно-модифицированные организмы
Чего боятся люди
«Мы становимся заложниками людоедов, принуждающих нас питаться отравой, которую они производят и продают нам по бешеным ценам. Если мы не начнем активно сопротивляться, то долго не продержимся — вымрем подчистую… Масштабное распространение в России ГМО ведет к бесплодию, всплеску онкологических заболеваний, генетических уродств и аллергических реакций, к увеличению уровня смертности людей и животных…» — это из статьи Ирины Ермаковой, которая изначально была биологом, а потом превратилась в пламенного борца с генно-модифицированными продуктами. Такой же пафос можно найти и в манифестах экологов, и в разговорах обычных граждан.
ГМО — это почти как гомосексуалисты, только среди растений. Они ассоциируются с прогнившим Западом, с противоестественностью, с разрушением устоев. Есть немало людей, которые воспринимают вторжение в гены как вмешательство в божий замысел — что-то заведомо греховное и страшное.
Откуда взялся страх
В наследственный аппарат помидора вставляются гены скорпиона, при этом для доставки генетического материала используется вирус ВИЧ… Как тут не испугаться!
Как оправдываются ученые
Представители науки по отношению к ГМО делятся на три группы. Первые уверены, что никакой опасности нет. Вот, допустим, в геном картошки вживили ген камбалы. Чем поедание такого мутанта отличается от обычного обеда — рыбы с картофельным пюре? Все равно желудок и кишечник оставляют от съеденной ДНК только рожки да ножки. Вон американцы уже сколько лет уплетают трансгены за обе щеки — и ничего, живут подольше, чем жители России, на территории которой никаких ГМО нет.
«Главный вывод, который можно сделать из результатов более чем 130 научных проектов, выполненных за 25 лет с участием более чем 500 независимых исследовательских групп, состоит в том, что ГМО не более опасны, чем обычные методы селекции растений», утверждается в докладе Европейской комиссии по науке и информации.
Вторая группа ученых высказывается осторожнее. Мол, не все понятно с ГМО, возможно, какой-то риск и есть, но драматизировать проблему не стоит. Наконец третья, самая малочисленная часть ученых считает, что трансгены страшны и опасны. Они ссылаются на некоторые эксперименты, в которых показан вред ГМО для организма. Та же самая Ирина Ермакова кормила крыс трансгенной соей, после чего бедные твари погибали в муках. Но те ученые, которые против ГМО-страхов, утверждают, что подобные эксперименты проводились некорректно, с нарушением чистоты методики.
В целом научный мир становится все более лояльным к ГМО. Первая группа ученых явно преобладает над третьей.
04. Чипирование, чипизация, чипование
Чего боятся люди
Это снова тотальный контроль, Большой Брат. В последнее время страшилки, связанные с «поголовной чипизацией населения», становятся все более массовыми и истеричными. Ожидается, что всем людям вживят маленькое электронное устройство, которое будет полностью их контролировать. В любой момент можно отследить, где вы находитесь, что делаете и о чем думаете. Универсальная электронная карта — первый шаг к этой антиутопии.
«Человечество ожидает всеобщее рабство, причем такое, какого в истории никогда не было. Раньше можно было сбежать, можно было договориться, поднять восстание, а здесь ничего не возможно. Любое слово будет фиксироваться, и ни с кем не удастся договориться… С чипизацией каждый человек будет полностью включен в эту систему управления. Любое поведение, не соответствующее тем, кто управляет этой системой, приведет к тому, что человек сразу потеряет возможность элементарно купить хлеба, то есть он потеряет всякую возможность к существованию, прямо как написано в Апокалипсисе», — пугает известный богослов Алексей Осипов, который, кстати, является академиком РАЕН (не путать с РАН).
Откуда взялся страх
Электроника становится все компактнее, а ее возможности все больше. Миниатюрные чипы с датчиками RFID и GPS действительно можно вживлять в тело человека. Это позволит, например, искать пропавших без вести или похищенных детей. Подобные чипы способны заменить традиционные паспорта и прочие документы. Кроме того, с их помощью можно следить за здоровьем и даже корректировать состояние человека.
Как оправдываются ученые
Разработчики таких систем только разводят руками и произносят традиционное: мы создаем инструмент, а как им воспользоваться — во благо или во вред, — зависит не от нас. Тут опять-таки вспоминается множество режимов, которые ухитрялись устанавливать тотальный контроль за гражданами безо всякой электроники.
05. Атомная энергия
Чего боятся люди.
«Чернобыль, Фукусима, что дальше?!» — риторически вопрошают экологи, призывая запретить атомную энергетику или хотя бы не строить новые АЭС. Атомные электростанции раскиданы по всей России, и авария может привести к массовым жертвам. А тут еще обещают термоядерные реакторы. Теоретически они безопаснее обычных, но звучит как-то страшновато.
Откуда взялся страх
Формула простая: ужас чернобыльской катастрофы, помноженный на обилие слухов из-за закрытости информации после аварии. К нему плюсуется невидимость угрозы — радиацию ведь не видно и не слышно.
Как оправдываются ученые
Для науки получение энергии из распада атома — это повод для триумфа. Во-первых, формулы и теории превратились в свет лампочек и жужжание стиральных машин. Во-вторых, страшная военная технология стала служить вполне мирным целям.
Аргументов за атомную энергию у ученых много. АЭС меньше вредят экологии, чем любые другие электростанции. Уровень безопасности на АЭС сейчас такой, что вероятность аварии близка к нулю. Да и «Фукусима» скорее в ту же кассу — сравните количество пострадавших там и на Саяно-Шушенской ГЭС.
06. Медицина
Чего боятся люди
Это сплошной заговор. Вот, например, психиатрия. Неординарных творческих людей пичкают лекарствами и пытают током, чтобы они стали «как все». Шизофрении вообще не существует. Нет и такой болезни, как СПИД, точнее, синдром есть, но с вирусом ВИЧ он никак не связан. Нет ни птичьего гриппа, ни свиного. Нет многих других болезней. Все это придумали врачи по заказу фармацевтических корпораций. Им главное — побольше таблеток продать, а на людей наплевать. Даже детей не жалеют — калечат их совершенно ненужными прививками. Вообще, чтобы избавиться от болезней, не нужно никакой медицины. Надо просто вести здоровый образ жизни, правильно питаться и регулярно чистить карму.
Откуда взялся страх
Здоровье и жизнь — темы, вызывающие состояние тревожности у любого человека. Тут включаются механизмы психологической защиты и заставляют верить всяким слухам и теориям заговора. Тем более что были случаи, когда финансовые интересы фармацевтических корпораций напрямую влияли на заключения медицинских экспертов. Правда, масштабы этого влияния сильно преувеличиваются.
Как оправдываются ученые
Самый решительный аргумент: в Средние века средняя продолжительность жизни в развитых странах составляла 20–40 лет, сейчас — 70–80. И это заслуга не молитв и чистки кармы, а медицинской науки, которая научилась справляться с массовыми эпидемиями и кучей других напастей. Ради этого можно простить даже немножко коррупции.
07. Вирус-убийца
Чего боятся люди
Тут кинематографисты мира постарались на славу. Можно даже выделить отдельный жанр — микробиологический ужастик. «В гигантской подземной лаборатории на волю вырывается опаснейший вирус, мгновенно превращая своих жертв в прожорливых зомби. Достаточно одного их укуса или царапины страшных когтей, чтобы человек стал обезумевшим пожирателем живой плоти» — это из аннотации к фильму «Обитель зла». Таких сюжетов десятки, если не сотни.
Откуда взялся страх
Создать новую заразу вполне возможно. Например, не так давно голландские ученые зачем-то сконструировали вирус гриппа, который одновременно очень легко передается и часто вызывает смертельный исход. Испытали его на хорьках, после чего научная общественность забила тревогу и потребовала прекратить исследования и засекретить данные.
Но молекулярно-биологическое оборудование становится все совершеннее, и какая-нибудь террористическая группировка вполне может сконструировать лабораторию по производству биологического оружия.
Как оправдываются ученые
Они ссылаются на то, что исследование опасных вирусов нужно, чтобы с ними бороться. А вообще для науки такие страхи по-своему полезны — есть повод просить побольше денег на безопасность и поднять зарплату сотрудникам, дабы тех не подкупили злоумышленники.
08. Физический конец света
Чего боятся люди
«У физиков есть традиция — один раз в 14 миллиардов лет собираться и запускать коллайдер» — сейчас эта шутка стала уже бородатой, хотя лет десять назад вряд ли кто-то понял бы, над чем здесь смеяться. Запуск Большого адронного коллайдера спровоцировал целую волну прогнозов, связанных с концом света.
Было несколько сценариев. Первый — самый страшный и доступный для понимания: в результате столкновений частиц возникнет микроскопическая черная дыра, которая поглотит всю планету. Второй вариант более изысканный. В коллайдере могут возникнуть так называемые страпельки, эдакие сгустки кварков. Они вызовут цепную реакцию и уничтожат всю привычную нам материю. Останутся только страпельки.
Еще одно опасение: возникнет магнитный монополь — что-то вроде магнита с одним полюсом. Если такая штука появится, привычная материя опять-таки начнет разрушаться. Четвертый вариант — преобразование всех химических элементов в железо, кобальт и никель. Тогда наша планета превратится в кусок металла или сгусток метеоритов.
Большой адронный коллайдер работает уже несколько лет. Мир остался цел, поэтому накал страхов снизился. Но эксперименты не закончены, да и новые ускорители продолжают строить…
Как оправдываются ученые
Сейчас у них аргумент простой: ничего не случилось, значит, и не должно было случиться. До этого создателям коллайдера приходилось ссылаться на сложные расчеты и формулы.
09. Роботы-оккупанты
Чего боятся люди
Человек окажется ненужным. Власть захватят роботы с искусственным интеллектом. Кроме варианта с человекоподобными машинами существует еще страх «серой пыли» — это когда появляются нанороботы, самостоятельно создающие новых нанороботов из любого подручного материала. И так далее в геометрической прогрессии. В какой-то момент весь мир, включая нас, превращается в кучу малюсеньких электронных существ, напоминающих серую пыль.
Откуда взялся страх
Власть принадлежит тому, кто умнее. А в какой-то момент возможности искусственного интеллекта превзойдут возможности интеллекта человеческого. При этом машина умеет работать и с эмоциями, и с общественным поведением. К тому же она может самостоятельно учиться и развиваться.
Как оправдываются ученые
Сейчас им оправдываться не очень-то и нужно. Еще лет десять назад казалось, что вот-вот случится настоящая технологическая революция, жизнь радикально изменится — отсюда и страхи. Но сейчас технологии относятся скорее к области рыночных стратегий и пафосных государственных программ. Это не страшно.
10. Клонирование
Чего боятся люди
Армия клонов захватывает мир. Во главе ее точная генетическая копия страшного диктатора, который умер несколько столетий назад… А еще в секретных лабораториях станут создавать клонов богатых людей, а потом их убивать и пускать на органы.
Откуда взялся страх
Слово «клон» кажется каким-то сакральным. Когда удалось клонировать овечку Долли, ученые подняли шум, поскольку для них это был прорыв в области технологий и понимания биологических процессов. Но публика восприняла это как глобальное событие, переворачивающее мировые устои.
Как оправдываются ученые
Клон — это всего лишь существо с тем же набором генов, что и у оригинала. Не более того. Он даже менее похож на исходный вариант, чем один однояйцевой близнец на другого: в отличие от клонов, у них были одинаковые условия внутриутробного развития. Если создать точную генетическую копию Гитлера, вовсе не обязательно появится новый диктатор. ДНК кодируют белки, а не мораль, нравственность и умение захватывать власть. Даже если клонирование человека будет: а) возможным технически и б) разрешенным юридически, все равно ничего страшного не произойдет.
Что касается медицинских целей, то проще выращивать отдельные органы. Тут уж явно ничего страшного нет.
Свежие комментарии