В прошлой статье пробежались мы по нашим ферментам, где какие образуются и что с поступающей пищей делают. Сегодня всё-таки постараемся оправдать название канала – возьмёмся за таблеточки. Хотя современные ферментативные препараты в них, в таблетках, встречаются всё реже – не самая подходящая форма, не говоря уже о порошках и растворах.
Помните, в предыдущей статье рассказывали о первом в истории лекарстве этой группы – немецком Панкреатине Абсолютум, аж от 1897 года? Вроде сделан по всем канонам – взяли «скотские» (свиные и говяжьи) поджелудочные, высушили и растолкли в порошок. А он не помогал. Не потому, что амилаз-липаз-протеаз там было мало, просто разрушались они в желудке и работать в таких условиях не хотели.
И уже через три года два других немца (Томас и Вебер) придумали защитную оболочку из 10% танина, чтобы таблетка ловко проскочила агрессивную кислоту и «раскрылась по полной», где надо. Получившийся препарат, пакреон, действовал уже гораздо бодрее. Молодцы ребята, хоть и германцы, подсмотрели, чем растения (чай, виноград, фасоль, те же дуб с каштаном и еловые) защищаются от внешней среды, и применили полифенольные соединения, танины, человечеству во благо.
А нам на карандаш – не запивать таблетки (любые) чаем, какао, соками (особенно гранатовым или смородиновым) и, упаси бог, вином. В последнем, кроме танина ещё и спирты есть, на всасывание влияющие. Как там лекарство под винишко себя поведёт, пулей усвоится или проскочит впустую? Камнем лежать или гореть звездой, как Цой пел. Фармакокинетика – девица капризная. Но возвращаемся в занимательную энзимологию, так наука о ферментах называется.
Перед тем, как выяснить какие ферменты и их фирменные «наборы» нас ждут в современной аптеке, давайте вспомним, когда и кому они показаны.
- Понятно, что при болячках поджелудочной железы с её внешнесекреторной недостаточностью (внутренняя секреция у неё – это инсулин и глюкагон, другая опера). Хронический панкреатит, камни и свищи поджелудочной (сок до кишечника не доходит), состояния после резекции поджелудочной, некоторые формы опухолей. Это «взрослые» болезни, у детишек на первом месте муковисцидоз, редкая, но страшная болезнь, подробнее о ней – тут.
- Дефицит желчных кислот, которые, как мы помним, сами ферментами не являются, но готовят для них подходящую среду, снижают кислотность и эмульгируют жиры. Такая «желчная недостаточность» возникает при тяжёлых гепатитах, циррозах, обструкции желчевыводящих путей и приёме некоторых препаратов, эти кислоты связывающих (холестирамин).
- Проблемы с самим кишечником, тут их прилично, давайте поподробнее. Первое – среда в нём слишком «кислая», собственные ферменты разрушаются и не работают (язвенная болезнь, дуоденит, гиперацидные состояния). Обратные состояния, когда желудок недостаточно хорошо «подготавливает пищу» к последующей переработке (перенесённая резекция, гастрэктомия, атрофический гастрит).
У меня тут один знакомый друг боролся-боролся в лишним весом всякими диетами, да и решил радикально похудеть путём «выключения» части желудка (рестриктивная хирургия, там и кольца силиконовые накладывают, и скобки, и прочее «бандажирование»). Поносы потом замучали – не всасывалось ничего где-то с полгода, анемия, слабость, те ещё прелести. Пришлось ферменты горстями принимать, а заодно и витамины всякие подкалывать, железо принимать.
Проблемы с самой кишечной стенкой, когда клетки-энтероциты «отказываются» перерабатывать и всасывать даже подготовленный «питательный раствор». Причина такого – энтериты (не только вирусные и бактериальные, но и ишемические, радиационные и прочие), энтеропатии, саркоидоз.
А то и просто не успевает трудяга-энтероцит захватить всё нужное, когда химус (пищевая кашка в просвете кишечника) слишком быстро внутри нас движется. При синдроме раздражённого кишечника, тех же воспалениях, дисбиозе (про тонкий кишечник так говорят, дисбактериоз – это для толстого). Ни концентрации нужной у ферментов не создаётся, ни времени для вдумчивой работы при такой перистальтике. Всё добро уходит в толстый кишечник, который больше на всасывании специализируется, а не расщеплении. Даже ворсинок там для этого нет. Если только бактерии (бифиды и лакты наши любимые) успеют немного переработать.
И последнее, недостаточность ферментов-дисахаридаз, врождённая и приобретённая. Пример последней – 35% взрослых не усваивают цельное молоко, исчезает фермент лактаза, расщепляющий молочный сахар (лактозу). Умные парни говорят, что это эволюционный механизм, чтобы всякие бугаи у детишек вкусный и питательный продукт не отбирали.
Вот, собственно, и все причины, по которым у нас проблемы с ферментами возникают. СПИД, амилоидоз и прочие лямблиозы оставим пока в экзотических. И так много. С годами ещё и «системные» болячки присоединяются, типа диабета с атеросклерозом, плюс, «износившиеся» неправильным образом жизни печень с поджелудочной.
Повод ли это рекламировать и огульно «прописывать» ферменты всем подряд? Не думаю (с). В большинстве своём проблемы с пищеварением не в малом количестве ферментов, а в избытке «работы» для них. Будь то домашнее застолье или поход в ресторан. В первом случае надо показать (порой, самим себе) изобилие и достаток, во втором – тупо бизнес, половинных порций вряд ли вам подадут. Если ростбиф или стейк, так грамм триста, хотя суточную потребность белка нам и стограммовый кусок мяса покроет. Хорошо, 150-ти, если вы такой здоровяк.
В случае «шведского стола» тут уже матушка-жадность включается, «уплочено» – значит, ведро в себя впихнуть нужно. И яблоки-апельсины по карманам. А потом ферменты пить и с весами ругаться. Съездил на курорт, оздоровился. Ладно, что я тут агитацию с пропагандой развожу, хотели про аптечные ферменты? Извольте.
Начнём с «чистых» панкреатических энзимов, безо всяких усилителей и ароматизаторов. Если диетолог оценивает в пище БЖУ (белки-жиры-углеводы), то мы, начинающие энзимологи, будем оперировать другими буквами – ЛАП. Липаза, отвечающая за расщепление жиров, амилаза – углеводов и протеазы, представленные чаще всего трипсином и химотрипсином, понятно, по белкам. Плюс и моторику кишечника регулируют эти полезные «-псины». Вот и весь состав такого помощника для живота.
Никакого суперсложного синтеза и всяких генных модификаций для производства этих лекарств не требуется. Натур продукт, как и 150 лет назад. Замороженные свиные поджелудочные пропускают через мясорубку, слегка нагревают (по разным технологиям до 2-30С) и оставляют «самоперевариваться», подвергаться аутолизу, если по-научному. При этом каждые 15 минут берут пробу и проверяют на осаждение изопропиловым спиртом. Когда скорость выпадения осадка станет подходящей (3-10 мм за 1-3 минуты), закрепляют весь этот «фарш» тем же изопропиловым спиртом, фильтруют, сушат в вакууме и вуаля – готов панкреатин, основа основ таких препаратов. Химия – сила. Фасуем по таблеточкам, защищаем их от желудочного сока оболочкой из микроцеллюлозы и в аптеку.
Отечественный производитель даже с фирменным названием не заморачивается, панкреатин и панкреатин, 50-250 мг «продукта» в каждой таблетке. Тут надо на ЛАПы смотреть. В обычном, самом «слабеньком»,( 50 мг), липазы будет всего 150 ЕД, амилазы 1700, а протеаз 25. Курам на смех. Появилась в названии буква Н – препарат куда как «концентрированней»: 10000 – 7500 – 520. А если доза панкреатина не 168 мг, а целых 420 – то вообще ферментная «бомба» выходит – 25000- 19000 -1300! Препарат уже «врачебный», при серьёзных проблемах с поджелудочной назначают.
Добрались наконец-то и до линейки немецких мезимов (Берлин-Фарма, правда производятся в России), по сути – того же панкреатина в разных концентрациях. Возьмём для начала -форте, который не очень-то и сильный, даже совсем «детский» - 3500-4200-250. Вот вам и «незаменим». Потому и не боятся его рекламировать для широких народных масс, типа безопасный в таких дозировках. И не работающий при серьёзных расстройствах, так, при средненьких и транзиторных нарушениях диеты. Порцию «уполовинь», всего и делов. И свинину индейкой замени, а не трать 100-200 рублей на таблетки.
У других мезимов цифры в конце названия какие-то – 10, а то 20 тыщ. Это «липазные единицы», то есть, такие таблетки уже 3-6 раз сильнее классического –форте. Есть в продаже и «продвинутые» мезимы, с приставкой нео. Эти уже не в таблетках, а капсулах с более «аккуратным» высвобождением ферментов. За технологии придётся заплатить – эти уже под тысячу рубликов за 50 капсул с серьёзными 25т ЕД липазы.
Но профессионалы-гастроэнтерологи предпочитают другого «немца», этот производитель в плане «умных капсул» шагнул куда как дальше. Креоны от Эбботт (Abbott). Вроде тот же панкреатин, только умудрились его хитро поместить в крохотные шарики – минимикросферы, а те уже в защитную капсулу. В таком «болиде» препарат проскакивает желудок, высвобождается в кишечнике и тщательно перемешивается с пищей. Ни в коем случае не рекламирую – «спецы» и так креон знают и любят, а для самоназначения не подходит. Во-первых, цена от 500 рублей, а главное – высокая концентрация ферментов, вплоть до 40000 по липазе! Пусть препарат и исследован вдоль и поперёк, и фирма надёжная, но экспериментировать самостоятельно не рекомендуется, лекарство это для ферментной терапии внешнесекреторной недостаточности поджелудочной железы, а не средство от переедания.
Вот умеют же «фирмачи» вещи делать! Не то, что мы, посконные и лапотные, до сих пор жуём свиные потроха и квасом запиваем. Накалу автор поддаёт, для кликбейту и хайпу. На самом деле есть и у нас препарат в таких капсулах, внутри которых кишечнорастворимые пеллеты (микрогранулы цилиндрической формы). Размеры этих «микромини» частиц сопоставимы с креоном – 1,25-2 мм, активность по липазе 10-25000, а по цене микразим значительно «удобоваримее» - от 250 рублей за 20 капсул. Сравните с ближайшим конкурентом опять немцем, будь они неладны, эрмиталем. Хоть и название красивое, на Эрмитаж похожее, а ферментные частицы там крупнее – 2-4 мм. Почему размер тут важен? Мелкие (< 2мм) частицы активных веществ двигаются из желудка вместе с пищей и перемешиваются с ней. Более крупные путешествуют сами по себе, отдельно от «субстрата» и работают хуже.
А где же фестал наш любимый, что, совсем устарел? А ведь когда-то фору давал этим вашим мезимам? Или не давал, просто других не было. Это мы переходим к следующей группе ферментных препаратов – комбинированных с желчью крупного рогатого скота. Сюда, кроме фестала, входят энзистал, ферестал, нормоэнзим (обычный и форте). Все они дополнительно содержат 25 мг экстракта бычьей желчи, которая, по идее, должна ферментам помогать, собственную печень стимулировать и перистальтику кишечную «бодрить». Отличные препараты должны быть за такие деньги! А что не так-то?
Первое, ферментов в них чуть больше, чем в слабеньком мезиме – 6000 ЕД по липазе (вспоминаем креон – от 10 до 40 тысяч), только нормоэнзим форте более-менее – 12000 - 9000 (амилаза) – 600 (протеазы).
Второе. Желчь, если с её собственной выработкой всё в порядке, тут и не нужна. Даже вредна при многих состояниях ЖКТ – действие раздражающее, может вызвать диарею, а в случае язвенной болезни, НЯК и болезни Крона – вообще противопоказаны. При гепатите и циррозе усилит интоксикацию, а при панкреатите – секрецию соков поджелудочной, тоже нежелательно.
И третье. 25 мг желчи – это 1(!)% от вырабатываемой собственной, существенно на пищеварение не повлияют. И всю эту холеретику (выработку желчи)-холекинетику (её движение по желчевыводящим путям) у здорового не изменят. А если такие препараты и показаны, то есть в арсенале гастроэнтеролога-гепатолога средства «позабористее». Тот же древний и любимый в народе аллохол, там уже экстракта желчи 80 мг, плюс чесночок сушёный (40 мг), да с крапивой (5 мг экстракта листьев). Те ещё желчегонные, к тому же «прикрытые» активированным углем (25 мг), какая-никакая, а защита. Так что, польза от таких комбинированных ферментных препаратов так себе, крайне сомнительная. Кто там следующий?
Препараты с растительными и грибковыми ферментами (ораза, пепфиз, солизим, сестал и пр.) Добыть из этих царств пищеварительные «соки» пытаются уже не одну сотню лет – из грибков-аспергилл (A. Oryzae) и дынного дерева,которое папайя (папаин). Свинки живыми остаются, а препараты эти и пищу переваривают, и пробиотики, и спазмолитические «противовоспалительные иммуномодуляторы», если рекламе верить. Не надо верить. Огорчу сразу «мезимных веганов» – альтернативы животному панкреатину по силе и эффекту у нас пока нет. В экспериментальных условиях даже «чистая» бактериальная липаза слабее «свиной» в 75 раз! Поначалу много надежд на такие ферменты возлагали из-за их устойчивости к желудочному соку, только на этом плюсы и закончились. Химические силы не те.
Так что, не надейтесь на препараты типа юниэнзима (с грибковой диастазой и папаином), ни гвозди, ни даже котлетку переварить не помогут. Там и уголь зачем-то активированный добавлен, и симетикон, который совсем и не фермент. Этот (вместе с диметиконом) «силикатный пеногаситель» пищеварение не улучшает, а направлен против излишнего газообразования, то есть борется больше с последствиями, чем с причинами «несварения».
И пара слов о достаточно странных (с точки зрения автора) ферментных «коктейлях»: вобэнзиме и флогэнзиме. Тут и панкреатин, и растительные папаин с бромелаином (из ананаса), и каким-то боком рутозид, родственник рутина, витаминоподобный «ангиопротектор». Содержание «ЛАП» - минимальное, показания – от синусита-бронхита до… рассеянного склероза! Режим приёма – по 3-10 таблеток 3 раза в день. Без комментариев. «Комплексная системная энзимотерапия всего на свете» одним словом. Не самым хорошим.
Что-то разозлился под конец «простыни», пора сворачиваться. Теперь мы имеем представление об аптечных ферментных препаратах («желудочные» эквины, абомины и ацидин-пепсины уже не уместились, извините), выбираем с умом и смотрим на циферки липаз-амилаз-протеаз. Последние, кстати, активно расщепляют белки и могут спровоцировать повышение мочевой кислоты. А это в перспективе подагра, обменная болячка, вызываемая во многом ложком и вилкой. Так что, лучшим средством от несварения остаётся половинная (а то и четвертинная) порция. Умеренность-разнообразие-режим, опять к этой «базовой» троице нашего здоровья вернулись. Теперь точно всё.
Будьте здоровы!
Свежие комментарии