Речь у нас сейчас пойдёт не об анализах мокроты вообще. А только об одном их виде – бактериологических анализах мокроты. Или, как в быту иногда говорят: «Анализ мокроты на флору и чувствительность к антибиотикам». Выражение неточное. Имеется в виду, конечно, чувствительность не самой мокроты к каким-то препаратам, а микробов в ней.
И попробуем мы разобраться в значимости этого анализа.
Иногда мне мои пациенты сами спрашивают: - А не надо ли сделать мокроту на флору? А я вяло отвечаю: - Можно и сделать.Но не обязательно.
Почему?
Начём с того. что такое мокрота. Мокрота – это патологическое отделяемое из бронхов. В норме секрета желёзок бронхов так немного, что этот слизистый секрет только смачивает слизистую оболочку, но не отхаркивается. А вот при каких-то заболеваниях секрета может образовываться больше. Или он застаивается. И тогда появляется мокрота.
Бактериологический анализ мокроты (или анализ мокроты на флору) – это несколькоэтапные посевы и пересевы мокроты на питательные среды с целью получения из этой мокроты чистых микробных культур и их изучения. Так с большей или меньшей долей вероятности стараются найти возбудитель заболевания и узнать его свойства.
Поступившую мокроту в лаборатории берут из баночки стерильной металлической палочкой с петлёй на конце и, по сути говоря, размазывают по стерильной же плотной питательной среде. застывшей в отдельной коробочке или пробирке (плотные питательные среды, прозрачные, похожи на холодец). Всё делают очень тщательно: в маске, при зажженном рядом пламени горелки. Коробочки с этой средой закрывают и ставят в термостат с постоянной температурой, равной температуре тела человека. На несколько часов. Так выращивают отдельные колонии микробов, каждая из которых является потомством всего одной микробной клетки. Так получают чистые микробные культуры. Они похожи на выпуклые, иногда «мохнатые» непрозрачные пятна на поверхности прозрачной среды. Их рассматривают в различном свете, сначала просто так, затем участки под микроскопом. Затем пересевают на другую среду, чтобы получить больше потомства.
Вновь получают чистые колонии и начинают изучать их биохимические и другие свойства, чтобы уже идентифицировать точнее.
Потом делают третий пересев. Сеют нужные колонии на новую плотную среду и накладывают на поверхность рыхлые бумажные диски, смоченные каждый разным антибиотиком. Опять ставят в термостат на выдержку. И потом смотрят, под каким антибиотиком микроб не вырос – поверхность осталась «лысой». Значит, данный антибиотик эффективен против данного микроба. Всё это занимает 2 -3 суток.
Вроде бы, очень чётко, логично. Но… В мокроте может оказаться много различных микробов. Есть симбиоты, которые постоянно спокойно живут в бронхах, но заболевания не вызывают. Это чаще стрептококки вириданс, коринобактерии, нейссерии, кандиды. Если их находят в мокроте в небольшом количестве, это ни о чём не говорит. А есть точно болезнетворные субъекты. Их наличие нам, пульмонологам, очень не нравится. Это золотистый стафилококк, клебсиелла и стафилококк пневмонии, энтерококки, большое количество кандиды альбиканс. Но даже злостные микробы могут попасть в бронхи, но не вызвать заболевания. Потому что иммунитет хороший. Как же отличают виновный микроб? - Очень просто – заболевание он вызывает, потому что начинает бурно размножаться. Значит, если микроба в мокроте оказалось много – видимо, он и виноват. Клинически значимым считается количество более 10 в 6 или 7 степенях КОЕ/мл (колониеобразующие единицы в мл). И потом подозревают, конечно, в первую очередь те микробы, которые вообще обладают дурной репутацией – «преступной наследственностью». И кроме того, носят оружие – обладают приспособлениями для агрессии – например, особыми ферментами.
Теоретически анализ прекрасный, ценный. Однако практически всё не совсем так.
Трудность первая. Микробов надо получить именно из бронхов. А не изо рта. Или окружающей среды. Для этого анализ должен был быть правильно собран. Собирают утреннюю мокроту. Перед отхаркиванием надо почистить зубы. Но не антисептической пастой. Как следует, прополоскать рот. Выпить несколько глотков недавно кипячёной воды. Затем рекомендуется сделать три глубоких вдоха и выдоха. И на последнем выдохе покашлять, чтобы из глубины дыхательной системы отошла мокрота. А не слюна. Отхаркнуть мокроту надо в стерильную баночку со стерильной закручивающейся крышкой. Желательно постараться не попасть на крышку или край банки. Потому что мокрота – хорошая питательная среда. И в ней могут быстро размножиться посторонние микробы, попавшие из окружающей среды. Надо плевать в стерильную часть банки. Затем анализ должен быть взят в работу в течение 1 -1,5 часов. Если вы когда-нибудь сдавали мокроту на флору, признайтесь честно: всем подробно объясняли, как её правильно сдавать? - Уверена, что нет.
Далее. Лучше сдавать мокроту до начала применения антибиотиков. Почему? - Потому что после начала их применения в мокроте может оказаться больше тех микробов, которые менее к применяемому антибиотику чувствительны. И это может быть совсем не возбудитель заболевания, а даже его безобидный конкурент. А мы потом будем этого конкурента давить антимикробными средствами.
Далее. Просто так мокроту на флору не сдают. Анализ дорогой, трудоёмкий нужны достаточные основания (тяжесть заболевания, трудности с подбором эффективного лечения). И в этих случаях желательно быстрее искать эффективное средство. А анализ делается 2 -3 дня. Конечно, придётся уже что-то назначать. И очень быстро, ещё до получения результатов анализа, по опыту выяснится, действует антибиотик или нет. А за это время ещё и установленный возбудитель может уйти на второй план. И уступить лидерство другому микробу. Такое бывает не всегда, но бывает! Делаешь анализы в процессе лечения несколько раз – и высеваются разные ведущие микробы.
Далее. Некоторые микробы прекрасно, к сожалению, размножаются в человеческом организме. Но плохо на питательных средах. Особенно стандартных. Когда мы сами не знаем, что ищем. Например, трудно вырастить туберкулёзную палочку. При подозрении на туберкулёз приходится применять специальные методы (метод флотации) и специальные среды. Так что мы можем в результате анализа заподозрить невиновного. А виновный «спрячется».
Ещё одна проблема в том, что, как ни странно, антибиотики в организме и на питательной среде могут действовать на один и тот же микроб различно. Мне это в практике встречалось много раз. Пациент прекрасно лечится этим антибиотиком, а из лаборатории приходит ответ, что он не эффективен. Почему? - Гипотез несколько. Точно неизвестно.
Пытаются как-то эти лабораторные анализы усовершенствовать. Например, сочетают бактериологические анализы с ПЦР (полимеразная цепная реакция, определение наличия каких-то микробов по их генетическому материалу), появилась методика СИБ – новый метод более коротких бак.анализов – 6 -12 часов.
А теперь, когда мы уже лучше разбираемся в вопросе, давайте думать самостоятельно. Какие же делаем выводы? Если заболевание острое, не столь тяжелое, – надо просто подбирать быстренько антибиотик методом тыка и начинать лечиться. Анализ мокроты на флору не очень-то нужен. Если лечение идёт плохо или состояние тяжелое – можно и сделать. Но особенно рассчитывать на него нельзя. А вот если у человека хроническое воспалительное заболевание органов дыхания, всё время повторяются обострения, чем уже только не лечился (явно уже сформировалась устойчивость микрофлоры к каким-то антибиотикам), этот анализ может существенно помочь. В этом случае, не надо торопиться с лечением. Надо сначала взять пару раз бак. анализы, чтобы определить, что за агрессивный монстр поселился в бронхах, окопался там и всё время вызывает эти обострения. И тогда уж надо сдать анализы по всем правилам, чтобы результаты не оказались фикцией. А потом постараться с найденным возбудителем покончить.
Свежие комментарии